Коллектив школы своё предназначение видит в индивидуальном развитии ребенка с учетом природосообразности, в соответствии со склонностями, интересами и возможностями каждого обучающегося.
Главная цель программы воспитания: развитие личности широко образованного, высоконравственного, глубоко мыслящего человека, с независимым, самостоятельным мышлением, новым сознанием, ориентированным в современных условиях жизни, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков, конкурентоспособного на рынке труда.
Поставленная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, ее мобильность. Данная система воспитания, включающая в себя все сферы жизни учащегося, помогает сформировать личность, наделенную следующими чертами (качествами):
- Потребность и способность к труду (внутреннюю психологическую готовность молодого человека и выработанные трудовые навыки, позволяющие включиться ему в общественно – полезную, социально – значимую деятельность: умственную и физическую, учебную и производственную), для чего должна быть сформирована профессиональная направленность молодого человека, умение рационально организовать свою деятельность, творчески совершенствовать ее.
- Должна быть сформирована культура общения в коллективе как на уровне деловых, так и на уровне межличностных отношений (обладать нравственными нормами поведения, общечеловеческими жизненными идеалами и ценностями).
- Должна уметь ориентироваться в таких формах теоретического сознания, как научное, художественное, нравственное, правовое, которые составляют основу научного мировоззрения (выработать потребность к постоянному самообразованию, что способствует непрекращающемуся развитию личности, формированию новых познавательных потребностей и интересов).
- Личностные качества выпускника:
- Ответственность, т.е. способность и желание предвидеть последствия действий и поступков;
- Сочувствие и сопереживание другим людям;
- Самостоятельность в принятии жизненных решений и целей;
- Гармоническое развитие человека в психическом, социальном, физическом, личностном отношениях.
Поставленная цель обеспечивается решением следующих задач:
- Развитие личности ребенка;
- Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, социума, развития ученического самоуправления;
- Организация работы с учащимися на доверии, в основе которого «три кита» современного менеджмента – уважение, доверие, успех;
- Создание ситуации успеха и психологического комфорта для учащихся в школе и дома;
- Усиление профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, использование при этом возможности психологической службы и Совета профилактики, оказание педагогической поддержки учащихся, поставленных на внутришкольный учет;
- Развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни;
- Повышение уровня воспитанности учащихся, побуждение их к саморегуляции поведения, соответствующего общечеловеческим нормам;
- Использование достижений современных педагогических технологий и методов воспитательной работы.
Главными направлениями воспитательной работы в школе являются:
- Интеллектуально-творческое
- Духовно-нравственное
- Физическое совершенствование
- Патриотическое
Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном эпизоде взаимодействия на учащихся, так и на протяженном этапе организуемой современной деятельности:
- В центре – личность ребенка; обучение и воспитание – это взаимосвязанные процессы, основанные на отработанной системе, позволяющей каждому получать образование в соответствии с его способностями, интересами, возможностями, потребностями, включая условия для развития таланта и способностей.
- Воспитание эффективно, если оно системно.
- Главным «инструментом» воспитания является педагогический коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, социум, вовлеченный в воспитательный процесс.
- Демократизация управления и всех направлений практической деятельности.
Наша школа - это учебное заведение, в котором наиболее значимыми ценностями являются такие, как Отечество, Семья, Труд, Культура и др. Эти ценности играют роль принципов создаваемой воспитательной системы и жизнедеятельности школьного сообщества. Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
- Принцип доверия и поддержки. Решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике Насильственного формирования личности ребенка. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.